Проект организации шестого школьного дня
"Активная суббота"
Актуальность проекта
Внимание к личности ребенка, его индивидуальности, раскрытие, развитие и реализация его способностей, личностных качеств обязывает искать эффективные подходы к организации воспитательного процесса в шестой школьный день. Каждый ребёнок имеет должен иметь как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации, поэтому в шестой день недели обучающиеся могут принять активное участие в мероприятиях, направленных на укрепление физического, психологического и морального здоровья, интеллектуального развития, гражданского становления, приобретать и развивать трудовые навыки.
Идея проекта состоит в том, чтобы через работу школьных объединений по интересам, спортивных занятий, внеклассных и общешкольных мероприятий, реализовать творческий потенциал ребенка, повысить уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствовать эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, включить родителей в процесс воспитания личности ребенка.
Проект направлен на то, чтобы наполнить жизнь ученического коллектива многообразной по содержанию деятельностью, использовать формы массовой, коллективной, групповой, индивидуальной работы с учащимися, которые бы позволили каждому из них включиться в интересную и значимую для него деятельность.
Содержание проекта
Субботние дни в большинстве своем стали днями развития, интеллектуального и личностного становления, позволяющими актуализировать творческие способности учащихся, сформировать у них устойчивый интерес к познавательной деятельности, целенаправленно и систематически укреплять физическое и психическое здоровье детей. В учреждении проводится работа по содержательному наполнению свободного от учебы дня, наметилась определенная стабильность и системность в его организации. Однако острым стал вопрос, как увеличить процент посещаемости учащихся и их родителей шестого школьного дня, чтобы продолжать воспитывать привычку к содержательному досугу, здоровому образу жизни, вовлекать молодежь в творческую и социально значимую деятельность.
Для решения этой проблемы в школе для учащихся созданы условия для самовыражения и самоутверждения личности. Основными аспектами проекта являются включение школьников в активную общественную жизнь и осознание ими основной социальной роли человека. Участие педагогов, учащихся, родителей, общественных организаций, совместное творчество и фантазия - главные принципы субботнего дня. Таким образом, воспитательная работа в 6-й день, является частью целостной системы воспитания школы, ориентирована на организацию активного отдыха, который способствует снижению усталости, укреплению здоровья школьников, интеллектуальному развитию и гражданскому становлению учащихся.
Цель проекта – создание единого воспитательного пространства в шестой школьный день, которое способствует личностному росту учащихся в их самоопределении, самоутверждении, самореализации в различных видах деятельности. А также создание условий в учреждении образования для разумной организации свободного времени учащихся, приобщению их к истинным ценностям: патриотизму, трудолюбию, состраданию, уважению народных и семейных традиций, заботе о своем здоровье.
Задачи:
- создать модель организации шестого школьного дня для реализации воспитательных функций образовательного процесса в шестой школьный день;
- содействовать творческому личностному развитию учащихся их самоопределении, самоутверждении, самореализации, опираясь на индивидуальные особенности личности;
- расширить культурное пространство личности учащихся, развить его потенциал с помощью разнообразных видов организации воспитательного процесса в шестой школьный день.
Участники проекта: учащиеся 1 – 9 классов, педагоги, родители.
Сроки проведения: сентябрь 2024 года – май 2025 года.
Этапы реализации проекта:
І. Подготовительный этап (август 2024)
- Определение направлений реализации проекта, создание творческих групп по каждому направлению.
- Обеспечение кадрового и материально-технического и информационного сопровождения проекта.
- Изучение вариантов сотрудничества с внешкольными учреждениями, способными оказать содействие в реализации проекта.
- Утверждение проекта педагогическим советом учреждения образования.
ІІ. Проектировочный этап
- Создание модели шестого школьного дня с соблюдением санитарно-гигиенических требований.
- Оформление стенда для учащихся «Шестой школьный день» Определение способов внутреннего контроля за выполнением проекта.
- Анализ и оценка полученных результатов контроля.
ІІІ. Практический этап (сентябрь 2024 – май 2025)
- Планирование и проведение мероприятий в соответствии с основными направлениями проекта.
- Привлечение родителей к активному участию в мероприятиях шестого школьного дня.
- Взаимодействие с первичной организацией ПО ОО БРСМ.
- Подготовка презентаций, фотоотчётов, размещение на школьном сайте информации о наиболее интересных мероприятиях в шестой школьный день.
- Организация мониторинга уровня воспитанности и социализации учащихся. Рассмотрение вопроса на педагогическом совете, совещании при директоре.
ІV. Обобщающе-рефлексивный этап (май 2025)
- Анализ итогов реализации проекта и полученного опыта.
- Анкетирование учащихся и их законных представителей по выявлению степени удовлетворенности проведением шестого школьного дня.
- Обобщение накопленного опыта, оформление информационно-методического бюллетеня по теме проекта.
- Круглый стол с участием учителей, родительского и ученического актива «Что дал проект семье и школе?»
- Подведение итогов работы над проектом на педагогическом совете.
Содержание проекта строится на следующих принципах:
- Принцип коллективной деятельности;
- Принцип учета возрастных особенностей;
- Принцип опоры на национальные и местные традиции;
- Принцип опоры на интересы и потребности учащихся, педагогов, родителей;
- Принцип связи с реальной жизнью;
- Принцип сотворчества;
- Принцип культуросообразности;
- Единства, взаимосвязи, интеграции различных форм работы с детьми;
- Педагогической поддержки детских инициатив, создание ситуации успеха.
Механизм реализации проекта
Взаимодействие учитель – ученик – семья выступает как процесс сотворчества, который создает условия для всестороннего развития учеников, учителей, отцов, формирует отношения сотрудничества между ими. Фундамент этого сотворчества складывает совместная деятельность, в процессе которой осуществляется взаимодействие ребят на основании их личных возможностей. При этом возникает чувство принадлежности к общему делу, нужда в сношениях, понимание и переживание себя и других.
Для качественной организации шестого школьного дня в школе создана управляющая модель. Данная модель способствует созданию в учреждении определённой системы воспитательной работы в целом.
Управляющая модель организации шестого школьного дня
Вся модель подчиняется определенной общей теме. Исходя из данной темы все центры планируют свою работу в шестой школьный день. Данная модель помогает подойти к организации шестого школьного дня из позиции не только общей темы, но и помогает раскрыть данную тему из разных направлений организации воспитательной работы в школе.
Модель пространственной организации
Данная модель будет носить конструктивный характер и способствовать выполнению индивидуальной траектории воспитания особы каждого учащегося.
Основной целью деятельности является организация работы учащихся, педагогов и родителей по разработке и реализации проекта в разных возрастных группах.
Задачи центра по планированию и организации шестого школьного дня:
- Инициировать информационные, творческие, образовательные, познавательные, социально значимые, игровые проекты для реализации на І, ІІ ступенях общего среднего образования.
- Оказывать методическую, организационную, психологическую помощь участникам проекта.
- Обеспечивать сотрудничество и сотворчество с родителями в процессе реализации проекта.
- Способствовать повышению уровня воспитанности учащихся и улучшению эмоционального климата в семьях учащихся посредством включения духовно-нравственного компонента в систему воспитательной деятельности учреждения образования и в семейное воспитание.
Ожидаемые результаты
- Повышение качества воспитания учащихся;
- привлечение максимального количества учащихся к мероприятиям в шестой школьный день;
- совершенствование системы патриотического воспитания, формирование лидерских качеств и продвижение собственных инициатив в рамках взаимодействия с общественными объединениями: ОО «БРСМ», ОО «БРПО»;
- предупреждение противоправных поступков в подростковой среде;
- повышение заинтересованности родителей в разумной организации досуга детей, в сотрудничестве со школой;
- усвоение учащимися ценностей общества, в котором они живут, повышение интереса к белорусской истории, народной культуре понимании ими истинных ценностей;
- снижение уровня заболеваемости учащихся, повышение их двигательной активности, формирование культуры здоровья и негативного отношения к вредным и пагубным привычкам, потребности быть здоровым;
- освоение педагогами эффективных технологий, инновационных методик воспитания, основных, в том числе, на принципах народной педагогики;
- налаживание более тесных контактов школы и семьи;
- обеспечение социально-педагогической поддержки субъектов образовательного процесса, психологической помощи при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры.
Список использованных источников
- Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021-2025 годы. (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 31.12.2020 №312).
- // Зб. нармат. дак. Мін-ва адукацыі Рэсп. Беларусь.- 2008.- №21.- С.11-54.
- Бесова М.А., Старовойтова Т.А. Шестой школьный день- день игры, познания, труда, общения.-Мозырь: ООО ИД “Белый ветер”, 2009.
- Планирование воспитательной работы в классе и ее учет: Методические рекомендации // Праблемы выхавання. – Веснік адукацыі. – 2003. - №3-4. – С.38-53.
- В помощь педагогу-организатору. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
- Волохова Н.Г. и др. Сценарии школьных праздников. Часть I. -М.:Центр «Педагогический поиск», 2002.
- Гребенкина Л.К. и др. Сценарии классных часов. Части I-II. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989.
- Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004г.