Проект шестого школьного дня

Проект  шестого школьного дня

«Всему начало здесь, в краю родном»

 

ВВЕДЕНИЕ      

 В настоящее время, к сожалению, далеко не все дети и взрослые умеют правильно, а главное полезно организовать своё свободное время. Компьютеры, телевизоры, игровые клубы во многом заменили живое общение, активный отдых.

Мы считаем необходимым создать условия для расширения сферы интересов наших детей, научить их отдыхать интересно, разнообразно, полезно.

Ключевым моментом является предоставление шестого школьного дня мероприятиям по становлению и укреплению физического, психического, морального здоровья, интеллектуального развития учащихся, становлению их активной жизненной позиции, участия в общественно-значимой деятельности.

В связи с этим возникла необходимость наполнить содержание шестого школьного дня интересными общественно полезными, спортивными, физкультурно-оздоровительными и другими воспитательными мероприятиями, которые способствовали бы развитию личности ученика, содействовали бы его социальной мобильности, воспитывали бы в нем потребность в укреплении своего физического, психического и интеллектуального здоровья.

Шестой день учебной недели нами используется для укрепления физического, психологического и морального здоровья, интеллектуального развития и гражданского становления школьника, участия детей и подростков в реализации основных направлений проекта «Зелёные школы».

Для реализации поставленных перед учреждением  образования задач необходимы активные действия, направленные на выработку у подрастающего поколения потребности в установлении разумных оптимальных отношений между природой, обществом и человеком. В связи с этим актуальным становится поиск путей и средств совершенствования образовательного процесса, способствующего формированию личности с высоким чувством ответственности за сохранение и улучшение окружающей природной и социальной среды.

В основу воспитательной работы школы положены технологии воспитания субъектной социальной активности личности, воспитание самозащитных качеств, работа детских объединений, формирование лидерских качеств. Создание условий для результативного взаимодействия в триаде «учитель - школьник - родитель» и использование интерактивных методов позволят получить устойчивый результат.

В век технического прогресса человек остаётся беспомощным перед информацией. Правильно подобранное информационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в шестой школьный день предоставит каждому ребенку широкое поле выбора различных видов творческой деятельности, созданных с учётом реальных  проблем и потребностей самих детей. 

                                                                               

ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

     Острота экологических проблем выдвинула перед школой задачу огромной важности: воспитание молодого поколения в духе бережного ответственного отношения к природе, охране природных богатств. Основываясь на приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром, необходимо формировать основы нравственно-экологической позиции  школьников.

Несомненно, что для достижения наилучшего результата, работа по экологическому воспитанию учащихся должна осуществляться непрерывно. Особое место здесь занимает шестой школьный день, воспитательная атмосфера которого – тоже особая. Она способствует обогащению жизненного опыта детей примерами позитивного взаимодействия, создает необходимые условия для личностного роста каждого школьника, раскрытия его способностей, реализации его потенциала. Субботний день позволяет охватить и объединить общей идеей не только педагогов и детей, но и законных представителей учащихся.

Данный проект предусматривает реализацию на практике задач экологического воспитания учащихся  как одного из важнейших направлений образовательной политики в Республике Беларусь. В ст. 18 Кодекса Республики Беларусь об образовании в качестве одной из его составляющих названо экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающегося ценностного отношения к природе. В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи отмечено, что воспитание экологической культуры личности определяется универсальным значением природы для человека и общества и включает знания о компонентах и их взаимосвязях в системе «человек — общество — природа», а также нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде [1].

Система работы школы в шестой день:

- районные культурно-массовые мероприятия экологической направленности;

- внеклассная работа по учебным предметам;

- общешкольные мероприятия согласно плана;

- консультации для родителей.

 

Цель проекта:

- создание условий для формирования активной гражданской позиции  и экологического сознания, творческой индивидуальности, самореализации, социальной адаптации учащегося посредством использования воспитательного пространства шестого школьного дня.

 

 Задачи проекта:

- формирование у детей и молодёжи гражданской позиции посредством участия в социально значимых делах, развитие социальной активности;

- приобщение детей и молодёжи к нравственно-духовным ценностям, через заботу и сохранение природного и культурного богатства своей Родины;

- формирование потребности у молодого поколения к заботе о Родине, её интересах в защите и сохранении экологических ресурсов;

- формирование гармонично развитой общественно активной личности;

- повышение нравственной и эстетической культуры учащихся;

- создание условий успешной социализации личности ребёнка;

- восстановление и развитие физических и духовных сил детей соответствующей организацией досуга.

 

Целевая группа реализации проекта «Всему начало здесь, в краю родном» - это учащиеся 1-9 классов и их законные представители.

Участники проекта:

  • классные руководители 1-9 классов, учителя-предметники, воспитатель группы продленного дня;
  • учащиеся учреждения образования
  • родители, законные представители несовершеннолетних;
  • педагог социальный;
  • администрация учреждения.

 

Сотрудничество с социумом:

Доброселецкий и Каролинский сельские исполнительные комитетысектор организации культурно-досуговой деятельности аг.Мижеричи, Зельвенская районная инспекция природных ресурсов и охраны окружающей среды, Подоросское лесничество Волковысского лесхоза.

 

Сроки реализации проекта:

Январь 2023 года – июнь  2024 года

 

Этапы реализации проекта

  1. Организационно-аналитический (январь-апрель 2023 г.): анализ и изучение имеющегося опыта работы по формированию экологического сознания учащихся; создание условий для разработки и реализации проекта; разработка проекта.

 

  1. Практический (май 2023 г. – май 2024 г.): организация и проведение мероприятий проекта; отслеживание этапов реализации проекта; подведение промежуточных результатов.

 

III. Обобщающий (июнь 2024 г.): обработка и анализ полученных результатов в соответствии с целями и задачами проекта; обобщение и оформление результатов деятельности по реализации проекта.

Направления реализации проекта:

- туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность;

- культурно-досуговая деятельность;

- гражданское и патриотическое воспитание;

- экологическая работа и трудовое воспитание;

- социально-значимая деятельность, волонтерство.

Результаты реализации проекта:

- сохранение, развитие и эффективное использование различных форм экологического воспитания учащихся в рамках шестого школьного дня;

- формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе;

- активизация участия учащихся в воспитательных и социально-культурных мероприятиях шестого школьного дня;

- создание методической копилки сценарных разработок мероприятий шестого школьного дня экологической направленности.

Шестой школьный день как часть образовательной системы учреждения образования, может стать основой экологического воспитания детей, «платформой» для изучения природы   малой родины.

В учреждении образования имеется определенный положительный опыт работы по экологическому воспитанию в шестой день. Реализация данного проекта способствует систематизации деятельности по экологическому воспитанию всех субъектов воспитательного процесса и эффективной занятости учащихся в шестой школьный день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Площадкой для реализации идей проекта является государственное учреждение образования «Мижеричская базовая школа имени В.Ляха».

Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся, её ориентация на общественно-полезные дела.

В реализации проекта преобладают следующие виды деятельности:

- различные формы воспитательной работы;

- исследовательская работа;

- экологические праздники и мероприятия;

- участие  в экологических акциях;

-практическая помощь природе.

Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс становления экологического сознания учащихся.

 

План мероприятий по  реализации проекта

 

 п/п

Мероприятие

Время проведения

Ответственный

1.     

Экологические исследования «От чистого истока я начинаю путь»

На протяжении года

Захарко В.А. 

2.

Экологические рейды  «Чистое утро»

На протяжении года

Кл.рук.1-9 классов

3.

Экскурсии «Заповедные места Зельвенского района» (совместно с представителями Зельвенской районной инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды и  Подоросского лесничества Волковысского лесхоза)

Май, сентябрь 2023

Май 2024

 

Михальчик Т.М.

4.

Организация и проведение сов-местно с родителями  акций «Птицы на кормушке», «Поможем пернатому другу» «Птичий дом», «Чистый лес»

Ноябрь 2023- апрель 2024

Захарко В.А.

5.

Участие в акции «Чистый берег», посвящённой Международному Дню журавлей

Сентябрь 2023

Лупач Т. И.

6.

Конкурс экологических коллажей «Природа в нашей жизни»

Октябрь 2023

Белявская Е.А.

7.

Акция «Арт-хлам»

 

Октябрь 2023

Мышейко Л.Вл.

8.

Акция «Собери батарейки – сохрани ёжика»

Ноябрь 2023- май 2024

Молчун Е.И.

9.

Интеллектуальная игра «Тропинками родного края»

Ноябрь 2023

Захарко В.А.

10.

Час рассуждений «Экология – забота каждого»

Ноябрь 2023

Володащик Н.И.

11.

Организация и проведение акции «Международный день заповедников»

Январь 2024

Захарко В.А.

12.

Игровая программа «Птицы и звери»

Январь 2024

Мартинчик С.А.

13.

Конкурс рисунков «Путешествие в Природоград»

Февраль 2024

Полещук А.А.

14.

Эрудит – лото «Эталоны природы»

Февраль 2024

Михальчик Т.М.

15.

Экологические акции «День Земли», «Час Земли»

Март 2024

Захарко В.А.

16.

Игра-соревнование «А знаем ли мы птиц?»

Март 2024

Кречко И.Б.

17.

Исследовательский проект «Я познаю малую родину свою»

Март-май 2024

Захарко В.А.

18.

Экологический час «Над Белой Руссю – белый аист»

Апрель 2024

Лупач Т.И.

19.

Ролевая игра «Экологический консилиум» совместно в родителями

Апрель 2024

Молчун Е.И.

20.

Проект «Цветочный калейдоскоп»

Апрель-май 2024

Безносик А.Б.

21.

Флешмоб «Зелёный марш»

Май 2024

Захарко В.А.

22.

Туристический велопоход совместно с родителями  «Чистая природа»

Май 2024

Бурдук А.Г.

 

Мероприятия по реализации проекта направлены на практико-ориентированную  деятельность учащихся по  изучению экологической ситуации на территории Зельвенского района и микрорайона школы.

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе реализации   проекта будут созданы условия  для формирования активной гражданской позиции  и экологического сознания, творческой индивидуальности, самореализации и  социальной адаптации учащихся.       Учащиеся проявят себя  в социально значимых делах, что позволит   получить опыт  социальной активности. 

Реализация данного проекта позволит привлечь внимание общественности к проблемам экологии, разбудит в людях  чувство ответственности за чистоту и сохранность окружающей среды.

Активная деятельность в рамках проекта позволит учащимся осознать систему принципов и норм поведения к среде обитания, понять значение своей деятельности и ответственности за неё. Это в свою очередь приведёт  к повышению общей культуры и этики отношений с природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы

  1. Довнар, Л. А. Организация экологического воспитания детей младшего школьного возраста : пособие для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л. А. Довнар. — Минск : Национальный институт образования, 2020. — 192 с.

 

 

 

 

 

поделиться в: